Воскресенье, 12.05.2024, 04:42
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 184
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


22:19
Наш дар бессмертный – речь
   28 ноября в МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное учитель русского языка и литературы Лакомова Татьяна Дмитриевна провела интегрированный урок-лекцию с элементами беседы «Наш дар бессмертный – речь» для учащихся 5 А-11 А классов.
   В начале  урока под музыку Т.Хренникова в сопровождении выразительных слайдов мультимедийной презентации, включившей в себя шедевры русских художников, прозвучали мудрые слова К. Ушинского: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Когда исчезнет народный язык - народа нет более!»
   Учащиеся вспомнили изобразительно-выразительные возможности русского языка: богатство тропов (которые сумели проиллюстрировать); наличие специальных лексических групп слов (омонимы, синонимы, паронимы, антонимы), позволяющих выразить мысль более точно и ярко в зависимости от речевой ситуации, передать при этом свое отношение к тому, о чем говоришь,  и соблюсти речевые нормы; продемонстрировали фонетические средства выразительности (звукопись), вспомнили о возможностях синтаксиса и богатстве русской морфемики.  Особое внимание учитель уделил духовности русского языка, проанализировав этимологию и лексическое значение слов с корнем душ(а) и благо. Присутствующие вместе с учителем попытались прочитать духовный наказ предков, зашифрованный в древней русской азбуке.
   На уроке ребята получили  ответы на вопросы:
• Почему нижняя часть руки названа ладонью?
• От какого корня образованы слова: «родина», «природа», «народ»?
•  Почему мы говорим «скатертью дорожка»?  «Машет вслед»?   
• Что значит хоровод, зачем  водили хороводы?
• Почему бьют посуду на счастье, особенно на свадьбах?
• Какова этимология  названий славянских рек: Дон, Днепр, Днестр?
• Почему купцы из  «Сказки о царе Салтане» плывут мимо острова Буяна?
   Найти ответы на подобные вопросы помогает славянская ведическая культура. Обладая древнейшей, духовной, мудрой культурой, мы почти ничего не знаем о ней, не только ученики, но и учителя-словесники. А ведь знание славянской мифологии позволяет по-новому прочесть некоторые народные сказки, понять в них то, что раньше было неведомо. А этимология многих русских слов напрямую связана с мифологией, фольклором.  В этом древнем культурном наследии мы находим истоки  современной культуры и  литературы.
   Сказки кажутся нам чем-то детским и несерьезным, но на самом деле это удивительные по своей глубине произведения, именно они несут в себе самую древнюю мудрость. Ученики на уроке открыли для себя сакральный смысл сказок: «Курочка Ряба», «Репка», « Колобок».
   В ходе беседы пришло понимание того, что русский фольклор не воинственен, а гуманен. Герой не убивает антигероя, русская сказка носит характер состязания, а не истязания. Побеждают находчивость, ум, доверчивость, кротость, терпение, любовь, благодарность.
В американских мультфильмах сильный всегда прав, а в русских сказках у каждого (даже ничтожно малого, слабого) существа  есть свой «ярус превосходства» (медведь значительнее всех, когда нужна сила, например, свалить дерево, а если предмет упал в море, там медведь бессилен, здесь ярус превосходства у рыбы, а достать кольцо из болота может лягушка, а найти в траве маковое зернышко может только муравей, тут его ярус превосходства).
   Словом, в русской сказке нет культа силы, не заложена  и категория обмана: герой отпускает рыбку под честное слово. В американских мультфильмах кто обманул, тот и прав. В наших сказках высока идея справедливости. Герои сказок идут с дружелюбием, с миром  и никогда ничего не копят. У нас  культура вообще и сказка в частности безденежная.  Превыше всего любовь и прощение. И всегда спасенный придет с благодарностью к спасителю.
   Наши сказки строятся на идее  нецелеустремленного действия: герой  решает чужие проблемы,  но именно потому,  что что-то делает для других, он может  пройти все этапы пути. Главный герой наших сказок Иван – дурак. Дурак ли Иван? Нет. Он побеждает своих соперников, но не своим умом он выигрывает, а коллективным разумом. Иван всегда слушает, что ему говорят, собирает советы с миру по нитке. Он терпелив и добр, у него нет стремления  пройти, прорваться, схватить. Наша сказка – цепочка душевных обменов: помогая другим, герой  набирается сил от общения с миром. Это русская идея, в этом загадочная русская душа, которую не могут постичь на Западе.
   На уроке ребята узнали, кто такой Кощей Бессмертный, почему он похищает молодых девушек, и в каком  предмете в древних вариантах сказок заключалась его смерть.
   Все знают, что русские богатыри в сказках сражались со Змеем Горынычем, но не все знали, чей он сын, что охранял, каков сакральный смысл битвы богатыря со Змеем? Какова этимология названий реки Смородины, калинового моста.
   Небезынтересно учащимся было и то, что Баба Яга не является олицетворением темных сил.  Она всегда живёт на границе двух миров,  являясь как бы дверью между ними.   Она не составная  часть тех миров, которые  разделяет, но всегда лишь – граница.  Свет – Тьма,  между ними – избушка  Бабы Яги, своеобразный портал в иное измерение.  Избушка Бабы Яги – это точка посвящения. Недостойные либо не допускаются, либо гибнут. Достойные могут пересечь эту границу и вернуться обратно в материальный мир живыми. Отдельным из них открывается Ирий-сад, где есть  источник с живой водой  и  молодильные яблоки.
С какой целью проведен урок?  Поколения молодых людей России с 90 годов воспитаны на иностранных мультфильмах и боевиках. Корни родной русской культуры забыты. А это опасная тенденция, потому что  целые поколения, теряют свою индивидуальность и национальную идентичность и становятся  духовно безликими и безразличными не только к прошлому, но и к будущему, своему и своей страны.
   Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, конечно же, есть. Но чтобы его понять, надо отказаться от нашего современного мировосприятия, больного, искаженного,  и посмотреть на мир и на древние сказки глазами тех, кто их создавал. Нам есть чему учиться у предков, они значительно духовнее нас.  Но знания, которые они в  сказках передали, совсем скоро могут вообще кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.
   Поэтому, пусть сказки будут для нас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые мы будем ориентироваться в своей повседневной жизни.


Просмотров: 1024 | Добавил: Чесночное | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей